Мне было страшно. И любопытно. И… ОН по-хозяйски сбросил бретельки платья и неспешно потянул за молнию, оставляя меня раздетой. Белья не было, таков уговор.
Ученица 11-го класса о школьных буднях
Мне папа говорит: «А что ваши мальчики не могут в туалете, например, камеру чем-то закрыть или вообще ее раздолбать — и спокойненько курить себе? Один закроет — другой его потом обязательно заложит». Нам школу отремонтировали недавно — атриум есть, и небо видно, все белое, чистое. Но мне старая, грязная, больше нравилась. Мы с Яной сразу стали искать какое-нибудь место, где можно посидеть-поговорить и чтобы камер не было.
Рада впорхнула в комнату со стылого балкона вместе с газетой и запахом табачного дыма. Незатушенная сигарета все еще тлела между ее ярко-розовыми ногтями — такими длинными и острыми, что люди всегда изумлялась — как с такими можно управляться? Рада управлялась. Человек привыкает ко всему — к отсутствию руки или ноги, к хромоте, к отражению прыщавой физиономии в зеркале, — вот и подруга привыкла к накладным ногтям. Курила, готовила, писала с этими «тяпками-вилами» и делала все крайне виртуозно. Я не Нежка.
Это социальный роман, где продолжены основные принципы, идеи и концепции прозы Бёлля. Но — в соответствии с авторским замыслом и избранным материалом — применены новые средства выразительности, в частности, «полифония» голосов, формирующая сюжет, оригинальный прием в построении финала: обрыв действия в момент кульминации, когда, кажется, только и наступает разгадка нескольких заманчиво и умело завязанных узлов, интригующих тайн. Бёлль, как всегда, пишет не о том или ином социальном слое как таковом, но об обществе, о людях, о человеке, и на сей раз анализирует современное немецкое общество «наверху». Персонажи и поступки, события и ситуации, проблемы и конфликты созданы в этом романе исключительно прихотью авторского вымысла.